О РЕГИОНЕ
В данном разделе представлена справочная информация о Ленинградской области
БЮДЖЕТНЫЙ ГЛОССАРИЙ
В данном разделе сайта Вы найдете все основные понятия, необходимые для понимания бюджетно-финансового процесса.
ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
В данном разделе представлена информация о принципах разделения власти, а также о полномочиях, которыми наделены органы власти.
О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В данном разделе вы получите информацию о том, что такое бюджет, какова структура российской бюджетной системы, какую роль в бюджете играют налоги и какие функции выполняют основные участники бюджетного процесса.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
В данном разделе вы получите информацию о том, что такое бюджет, какова структура российской бюджетной системы, какую роль в бюджете играют налоги и какие функции выполняют основные участники бюджетного процесса.
О регионе
Территория - 94 667,7 кв. км.
Местоположение - на Северо-Западе России. Государственная граница России с Финляндией и Эстонией. Административная граница с пятью субъектами Российской Федерации: Новгородской, Псковской, Вологодской областями, Республикой Карелией и городом Санкт-Петербургом.
Губернатор Ленинградской области – Дрозденко Александр Юрьевич.
Председатель Законодательного собрания Ленинградской области - Бебенин Сергей Михайлович.
Административное устройство. Ленинградская область - субъект Российской Федерации. Территория Ленинградской области разграничена на 66 городских поселений и 121 сельское поселение, входящих в состав 17 муниципальных районов, а также Сосновоборский городской округ (не входящий в состав муниципального района).
Всего в Ленинградской области 205 муниципальных образований. Бокситогорский муниципальный район
Волосовский муниципальный район Волховский муниципальный район
Всеволожский муниципальный район Выборгский муниципальный район Гатчинский муниципальный район Кингисеппский муниципальный район
Лодейнопольский муниципальный район Ломоносовский муниципальный район Подпорожский муниципальный район Приозерский муниципальный район
Сланцевский муниципальный район Сосновоборский городской округ Тихвинский муниципальный район Климат умеренно-континентальный, влажный. Средние температуры: января – минус 9° - минус 11° С, июля плюс 16° – плюс 17° С. Население около 1,8 млн. чел. Из них: городское население составляет 64,0%, сельское - 36%. 57% населения находится в трудоспособном возрасте. Природа. Вблизи истоков реки Ояти находится самая высокая точка над уровнем моря в Ленинградской области - Вепсовская возвышенность, - 291 метр. На территории области расположены 1800 озер. Крупнейшее из них Ладожское - первое по величине в Европе - 18,135 тысяч квадратных километров. Общая протяженность всех рек в Ленинградской области около 50 тысяч километров. Самые крупные из них - Нева, Свирь, Волхов и Вуокса. 55,5% территории области занимают леса. В Ленинградской области расположены: государственный природный заповедник «Нижнесвирский», государственный природный заказник федерального значения «Мшинское болото», государственный природный парк «Вепсский лес», 22 государственных природных заказника регионального значения и 14 памятников природы регионального значения.Площадь особо охраняемых природных территорий занимает около 6 % территории Ленинградской области.
Полезные ископаемые: бокситы, глина, фосфориты, сланцы, гранит, известняк, песок. В области эксплуатируется более 80 месторождений полезных ископаемых. Благодаря запасам лесных ресурсов область является одной из ведущих зон на Северо-Западе России по лесозаготовкам, деревообработке и лесному экспорту.
Промышленный потенциал.Удельный вес работающих в промышленности от общего числа занятых в экономике составляет около 29%.
Коммуникации. Протяженность автодорог - более 21 тыс. км. Ведется строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Протяженность железных дорог 3,1 тыс. км, из них более 30% электрофицированы. Плотность ж/д сети - 32 км на 1000 кв. км. Грузооборот - более 130 млн. т./год. Протяженность судоходных путей – 1908 км. Речные порты: Ленинградский, оснащенные современной техникой по переработке и перевозке грузов <Подпорожский и Свирицкий. По водным путям Ленинградской области судами Северо-Западного речного пароходства в навигационный период перевозится более 40 млн. тонн различных грузов. В области действуют Приморский, Высоцкий, Усть-Лужский, Выборгский морские торговые порты.
Аэропорт - Пулково, который территориально расположен в г. Санкт-Петербург.
Культура.На территории области сохранилось около 4700 объектов культурного наследия (памятников истории, культуры, архитектуры, археологии). Среди них уникальные памятники древнерусского крепостного зодчества и единственный на территории России образец западно-европейского фортификационного искусства периода средневековья в городе Выборг. Особое место занимают ансамбли монастырей, первые из которых появились еще в XVI веке.
В 2003 году 1250 летний юбилей отметило село Старая Ладога – первая столица древней Северной Руси, куда по преданию, был приглашен на княжество легендарный Рюрик. Геополитическое, транспортное и хозяйственное значение Ладоги двенадцать веков назад определили ее ведущую роль в создании северо-русского государства — предшественника Киевской Руси.
В городе Тихвин расположен Тихвинский Богородично-Успенский мужской монастырь – обитель одной из особо почитаемых православных икон чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери – на протяжении более пяти веков бывшей защитницей Северо-Западных рубежей России.
На территории Ленинградской области проживают представители более 80 народностей. Большую часть составляют русские - 90,8%. Кроме русских, к коренным народностям Северо-Запада России на территории Ленинградской области относятся народы финно-угорской языковой группы - вепсы, ижорцы и финны-ингерманландцы.
Глоссарий
А
Администратор доходов бюджета
орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты,
- начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом
Администратор источников финансирования дефицита бюджета
орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
- формирует и представляет бюджетную отчетность;
- в случае и порядке, установленных соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджет
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
Бюджет государственного внебюджетного фонда
форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.
К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Бюджет консолидированный
свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
Бюджет муниципального образования
Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Является основным финансовым документом муниципального образования или поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.
Бюджет субъекта Российской Федерации
форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия "бюджет субъекта Российской Федерации" и "региональный бюджет" используются как тождественные.
Бюджет федеральный
1) фонд денежных средств, который предназначен для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2) основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Бюджетная классификация
группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная роспись
документ, который составляется и ведется Главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).
Бюджетная система Российской Федерации
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Бюджетная смета
документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения
Бюджетное обязательство
расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.
Бюджетные ассигнования
предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств
Бюджетные инвестиции
Средства бюджета, направленные на приобретение и модернизацию государственного (муниципального) имущества.
Бюджетные полномочия
установленные Бюджетным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Бюджетный кредит
денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах
Бюджетный процесс
регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности
BВедомственная структура расходов бюджета
распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов
Ведомственная целевая программа
утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и решение конкретных тактических задач, стоящих перед субъектом бюджетного планирования, описываемых измеряемыми показателями результативности.
Внебюджетный фонд
форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.
К государственным социальным внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации
- Фонды обязательного медицинского страхования
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Внешний долг
обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Внутренний долг
обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Внутренний государственный долг
внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета
средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в российских рублях.
Внешние источники финансирования дефицита бюджета
средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в иностранной валюте.
Главный администратор доходов бюджета
определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета
определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета
Главный распорядитель бюджетных средств субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
Главный распорядитель средств федерального бюджета
орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации вправе распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации
российский высший законодательный и представительный орган; участник бюджетного процесса, обладающий следующими бюджетными полномочиями:
рассматривает и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении;
осуществляет последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов;
формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов;
осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации
Государственная или муниципальная гарантия
вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром
Государственная программа
система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Государственное (муниципальное) задание
документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)
Государственные (муниципальные) услуги (работы)
услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.
Государственный бюджет
важнейший финансовый документ страны, представляющий собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Государственный внебюджетный фонд
форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленным федеральным законом, либо в ином в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.К государственным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Государственный или муниципальный долг
обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием
Губернатор Ленинградской области
Губернатор Ленинградской области является высшим должностным лицом Ленинградской области и возглавляет Правительство Ленинградской области. Губернатор Ленинградской области при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Ленинградской области и областными законами.
Губернатор Ленинградской области:
1) представляет Ленинградскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ленинградской области;
2) обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклоняет областные законы, принятые Законодательным собранием Ленинградской области;
3) обращается к Законодательному собранию Ленинградской области с ежегодным посланием о положении дел в Ленинградской области;
3-1) представляет Законодательному собранию Ленинградской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ленинградской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием Ленинградской области;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания Ленинградской области, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание Ленинградской области на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Ленинградской области;
5) вправе участвовать в работе Законодательного собрания Ленинградской области с правом совещательного голоса;
6) обладает правом законодательной инициативы в Законодательное собрание Ленинградской области;
7) представляет Законодательному собранию Ленинградской области на утверждение проект областного бюджета и отчет о его исполнении;
8) вправе обратиться в Законодательное собрание Ленинградской области с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного собрания Ленинградской области либо их отмене, а также обжаловать постановления Законодательного собрания Ленинградской области в судебном порядке;
9) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания Ленинградской области по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;
10) представляет в Законодательное собрание Ленинградской области проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области;
11) подписывает договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом;
12) формирует Правительство Ленинградской области в соответствии с Уставом Ленинградской области и возглавляет его;
13) принимает решения об отставке Правительства Ленинградской области и отдельных членов Правительства Ленинградской области;
14) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области с иными органами государственной власти Ленинградской области и государственными органами Ленинградской области. В соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
15) координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти Ленинградской области и членов Правительства Ленинградской области;
16) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Ленинградской области и государственными органами Ленинградской области;
17) приостанавливает действие правовых актов Правительства Ленинградской области, отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области, в том числе упраздненных или реорганизованных, если они полностью или частично противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областному законодательству;
18) назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства Ленинградской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
19) принимает решения о назначении на государственные должности в Администрации Ленинградской области, о досрочном освобождении от должности, о прекращении служебного контракта (трудового договора), об увольнении, о поощрении, награждении, временном отстранении от замещаемой должности, о назначении служебной проверки, о применении и снятии дисциплинарного взыскания, исполняет иные полномочия и функции представителя нанимателя (работодателя) в отношении лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области в Администрации Ленинградской области;
20) утверждает внутреннюю структуру и штатные расписания органов исполнительной власти Ленинградской области;
21) согласовывает назначение на должность прокурора Ленинградской области в порядке, установленном областным законом;
22) осуществляет полномочия представителя нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в органах исполнительной власти Ленинградской области и аппаратах мировых судей;
23) принимает решения о создании и упразднении общественных советов, комиссий и иных постоянно действующих или временных рабочих совещательных органов при Губернаторе Ленинградской области, Правительстве Ленинградской области, а также утверждает положения об их деятельности и персональный состав;
24) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
25) осуществляет другие полномочия, отнесенные к компетенции Губернатора Ленинградской области Уставом Ленинградской области или областными законами.
Денежные обязательства
обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Дефицит бюджета
ситуация, при которой расходы бюджета превышают его доходы.
Дотации
межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Предоставляются, как правило, организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей.
В России дотируются, как правило, низкорентабельные производства, но имеющие важное значение для национальной экономики. Широкое распространение получила по отношению к сельскохозяйственному производству, социально-культурным учреждениям, жилищно-коммунальному хозяйству, фундаментальной науке.
В отличие от субвенции дотации не имеют строго целевого назначения.
Доходы бюджета
поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
- налоги
- неналоговые поступления (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); безвозмездные поступления;
- доходы от предпринимательской деятельности бюджетных организаций (кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов)
Единый счет бюджета
счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета
ИИсточники финансирования дефицита бюджета
средства, которые привлекаются в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники)
ККазенное учреждение
государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы
Консолидированный бюджет
свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами
ЛЛимит бюджетных обязательств
объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)
ММежбюджетные отношения
взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса
Межбюджетные трансферты
средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.
ННефинансовые кредиты международных финансовых организаций
форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций
Налоговые доходы
доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Неналоговые доходы
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
Непрограммные расходы
расходные обязательства, не включенные в государственные программы.
ООбоснование бюджетных ассигнований
документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде)
Органы местного самоуправления
Избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Отчетный финансовый год
год, предшествующий текущему финансовому году.
Очередной финансовый год
год, следующий за текущим финансовым годом.
ППлановый период
два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Правительство Ленинградской области
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области.
Структура Правительства Ленинградской области включает следующих членов Правительства Ленинградской области:
- Губернатор Ленинградской области (Председатель Правительства Ленинградской области);
- первый вице-губернатор Ленинградской области;
- вице-губернаторы Ленинградской области;
- иные лица, введенные в состав Правительства Ленинградской области Губернатором Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области формируется Губернатором Ленинградской области в соответствии с Уставом Ленинградской области Порядок деятельности Правительства Ленинградской области определяется областным законом.
Правительство Российской Федерации
Высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип достоверности бюджета
означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип единства кассы
означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
Принцип подведомственности расходов бюджетов
означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Принцип прозрачности (открытости)
означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
- обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности бюджетов
означает:
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип сбалансированности бюджета
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип эффективности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Профицит бюджета
превышение доходов бюджета над его расходами.
Публично-правовое образование
особая группа субъектов гражданского права, в которую входят:
- Российская Федерация (федеральное государство) в целом;
- Субъекты РФ - республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа;
- Муниципальные образования.
Публичные нормативные обязательства
публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Публичные обязательства
обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
РРаспорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета)
публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях
орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств
Расходные обязательства
обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета
Расходы бюджета
выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета
ССводная бюджетная роспись
документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета
Cводный финансовый баланс Российской Федерации
документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Cвязанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц
форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора
Субвенция
это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу для осуществления целевых расходов.
Субсидия
это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
ТТекущий финансовый год
год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
УУчастники бюджетного процесса
субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
ФФинансовые органы
Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Аббревиатуры:
АИП – Адресная инвестиционная программа
ГАД – Главный администратор доходов
ГРБС – Главный распорядитель бюджетных средств
ГП – Государственная программа
ОБАС – Обоснование бюджетных ассигнований
ПНО – Публичное нормативное обязательство
РГ – Рабочая группа
РО – Расходные обязательства
СЭР – Социально-экономическое развитие
ГАУ – Государственное автономное учреждение
ГБУ – Государственное бюджетное учреждение
ГКУ – Государственное казенное учреждение
Принципы разграничения полномочий между органами власти
БЮДЖЕТ
Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления
ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ.
«Открытый бюджет» основан на принципе прозрачности (открытости) данных.
Принципы прозрачности расходования бюджетных средств, закреплены в статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
-
Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
-
Обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти и муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри представительного органа государственной власти (муниципального образования), либо между представительным органом государственной власти (муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти
(местной администрацией);
-
Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода);
-
Секретные статьи утверждаются только в составе федерального бюджета.
СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
-
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
-
Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением.
-
Установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
-
Составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
-
Установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности.
-
Определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований.
-
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации.
-
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета.
-
Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-
Определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
-
Установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
-
Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов.
-
Определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-
Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
-
Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
-
Определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга.
-
Осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации.
-
Установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации.
-
Установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов.
-
Установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
-
Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
-
Установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
-
Установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
-
Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
-
Составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
-
Установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти.
-
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
-
Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
-
Установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации.
-
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
-
Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
-
Установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
-
Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов.
-
Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
-
В случае и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
-
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных бюджетных полномочий относятся:
-
Определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные Бюджетным Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
-
Установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Бюджетным Кодексом и законодательством о налогах и сборах.
-
Определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов.
-
Определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
-
Определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
БЮДЖЕТЫ ВНУТРИГОРОДСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЫ И САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:
-
Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
-
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
-
Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
-
Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
-
Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
-
В случае и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
БЮДЖЕТЫ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
К бюджетным полномочиям городских округов относятся:
-
Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
-
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
-
Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
-
Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
-
Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
-
В случае и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
БЮДЖЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
К бюджетным полномочиям муниципальных районов относятся:
-
Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
-
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
-
Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
-
Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
-
Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
-
В случае и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
-
Установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов.
-
Установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
-
Определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
-
Составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
БЮДЖЕТЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
К бюджетным полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся:
-
Установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.
-
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета.
-
Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
-
Определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.
-
Осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.
-
Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
-
В случае и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.
-
Иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА
Основными параметрами бюджета являются: доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит/профицит бюджета
ПУБЛИЧНО – ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОБРАЗОВАНИЯ
Публично – правовые (государственные и муниципальные) образования – это особые субъекты права наряду с юридическими и физическими лицами.
УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
Президент Российской Федерации;
-
Правительство Российской Федерации;
-
Министерство финансов Российской Федерации;
-
Счетная палата Российской Федерации;
-
Федеральное казначейство;
-
Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации;
-
Совет Федерации федерального собрания Российской Федерации;
-
Федеральная служба финансово – бюджетного надзора;
-
Органы управления государственными внебюджетными фондами;
-
Центральный банк Российской Федерации;
-
Главные администраторы доходов бюджета;
-
Главные распорядители бюджетных средств;
-
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
-
Администраторы доходов бюджета;
-
Распорядители бюджетных средств;
-
Получатели бюджетных средств;
-
Администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
Губернатор Ленинградской области;
-
Законодательное собрание Ленинградской области;
-
Правительство Ленинградской области;
-
Финансовый орган Ленинградской области;
-
Органы государственного финансового контроля;
-
Орган управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области;
-
Органы местного самоуправления;
-
Главные администраторы доходов бюджета;.
-
Главные распорядители бюджетных средств;
-
Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
-
Администраторы доходов бюджета;
-
Распорядители бюджетных средств;
-
Получатели бюджетных средств;
-
Администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Подробнее о бюджетной классификации – в разделе «О бюджетном процессе
в Ленинградской области»
Трансляция marafon.fingramtv.ru
Бюджетная классификация
Код бюджетной классификации
доходов
доходов
доходов
доходов
доходов
доходов бюджетов
подвида доходов бюджетов
- – группу доходов (4 разряд кода классификации доходов бюджетов);
- – подгруппу доходов (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов);
- – статью доходов (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);
- – подстатью доходов (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);
- – элемент доходов (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов);
- - код программного (непрограммного) направления расходов (8 - 9 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования бюджетных ассигнований по государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности государственных органов (органов местного самоуправления), наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
- - код подпрограммы (10 разряд кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования бюджетных ассигнований по подпрограммам государственных (муниципальных) программ;
- - код основного мероприятия (11 - 12 разряды кода классификации расходов бюджетов), предназначенный для кодирования бюджетных ассигнований по основным мероприятиям (ведомственным целевым программам) в рамках подпрограмм государственных (муниципальных) программ.
финансирования
дефицитов бюджетов
вида источников
финансирования
дефицитов бюджетов
- 100 - Доходы;
- 300 - Поступления нефинансовых активов;
- 400 - Выбытие нефинансовых активов;
- 500 - Поступления финансовых активов;
- 600 - Выбытие финансовых активов;
- 700 - Увеличение обязательств;
- 800 - Уменьшение обязательств.